Лет пятнадцать назад в ходу был анекдот про нового русского, записывающего сына в музыкальную школу. 

«Но ведь у мальчика совсем нет слуха», — уверяет учитель. 

«Он, в натуре, не слушать будет, он будет играть», — парирует отец. И он по-своему прав. 

Диагноз «нет слуха» остался для многих ныне взрослых настолько болезненным, что они стесняются петь или даже подпевать. В сегодняшних карточках Ассоциации репетиторов задаём все самые важные вопросы о слухе нашим преподавателям музыки.

Как понять, что у меня есть слух? 

Александр Евгеньевич, преподаватель музыки, аспирант Московской Государственной Консерватории имени П. И. Чайковского.

«По поводу музыкального слуха бытует немало мифов. Одно из главных заблуждений —  будто бы он есть не у всех. 

На самом же деле, музыкальным слухом обладают ВСЕ физически здоровые люди.

Доказать это очень просто: каждый из нас может, например, прослушать любимую песню или мелодию в хорошем исполнении, а затем послушать в не очень хорошем и услышать, предположим, что исполнитель фальшивит и взял не те ноты. Или поменял основной ритм произведения, и так далее. Или что он банально «безголосый». А ещё вы без труда узнаете хорошо знакомую и любимую музыку.

Только лишь одного этого достаточно для того, чтобы удостовериться: у вас ЕСТЬ музыкальный слух».

Имеющий уши

(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/krambambuly/2584755381/sizes/l/)

А что такое абсолютный слух? Можно ли без него заниматься музыкой?

Александр Евгеньевич

«Абсолютный слух — это не рядовая способность, позволяющая с точностью определять высоту звука, без ошибки угадывать конкретную ноту с ходу, без предварительного прослушивания и тренировки. Как правило, именно абсолютный слух имеют в виду, когда про себя говорят «у меня нет слуха». И обыкновенно даже не знают про эту разницу, т.е. говорят про абсолютный, а имеют в виду простой музыкальный слух, что есть грубая ошибка.

Абсолютный же слух — более редкая способность, в отличие от музыкального слуха, но эта способность НЕ обязательна для того, чтобы заниматься музыкой, особенно для занятий фортепиано. Нет необходимости в этом даре и для профессиональной деятельности. Даже некоторые великие композиторы не имели абсолютного слуха — например, Чайковский».

Имеющий уши

(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/47241442@N04/5279516994/sizes/l/)

А мне говорили, что у меня нет слуха. Кому верить? 

 Александр Евгеньевич

«Диагноз «у меня нет слуха», как правило, не имеет никакого отношения к действительности.

И здесь неважно, являются ли эти слова самодиагнозом (т.е., когда человек заранее «отлучает» себя от непосредственного практического общения с музыкой), выражают преждевременные и безосновательные разочарования от уже состоявшихся занятий (иными словами, являются банальной отговоркой по поводу истинных причин малой результативности этих занятий) или жетакой «приговор» выносит профессиональный преподаватель. Хотя, на мой взгляд, такие приговоры в наше время уже имеют мало общего с профессионализмом.

Для себя я это понял на собственной практике, поскольку я работаю с людьми любого возраста. Фортепиано занимаются даже пенсионеры (у меня есть ученик, которому 64 года). Очень многие из них не занимались музыкой никогда. И никто ещё не уходил от меня даже после нескольких уроков, не умея при этом что-то сыграть. Что только лишний раз доказывает, что музыкальный (именно музыкальный!) слух есть у всех.

А дополнительно при желании, всегда можно натренировать относительный слух, который даёт возможности практически уровня абсолютного слуха».

Имеющий уши

(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/kaishiang/5178451357/sizes/o/)

А что такое относительный слух? 

Александр Евгеньевич

«Это способность определять соотношения между высотами звуков — интервалы, аккорды и тональности. Именно такой слух является важным для профессиональной музыкальной деятельности, и он успешно развивается с помощью занятий теорией музыки, сольфеджио, да и вообще занятий музыкой, ибо относительный слух — это не врожденный талант. Но даже такой слух не обязательно специально вырабатывать, если вы хотите просто заниматься фортепиано для души». 

А бывает, что слуха всё-таки нет? 

Александр Евгеньевич

«Музыкальный слух есть у подавляющего большинства людей. Исключение - это амузия: заболевание коры одного из полушарий головного мозга, когда человек лишается способности воспринимать музыку вообще. К счастью, это случай редкий».

Имеющий уши

(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/hindrik/3853449308/sizes/l/)

Значит, слух у меня есть. Но почему тогда я пою так, будто мне медведь на ухо наступил? 

Яна Павловна, преподаватель вокала, выпускница Пермского педагогического училища №2 им. Д.Б. Кабалевского

«Все люди делятся  на тех, кто умеет и тех, кто не умеет петь —  таково мнение большинства людей. Способность петь чисто (попадать в ноты мелодии) действительно зависит от музыкального слуха. И многие убеждены, что с музыкальными данными рождаются. И это действительно так.  

НО! 

Чисто интонировать — совсем не значит красиво и правильно петь. Это уже приобретаемый  навык, он не зависит от музыкальных способностей от рождения».

Имеющий уши

(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/giftofnature/7542617094/sizes/l/)

То есть, даже есть музыкальные данные, чтобы красиво петь, всё равно нужно учиться? 

Яна Павловна:

«Ко мне приходят на обучение ученики самых разных лет, от подростков до людей зрелого возраста. И все при предложении спеть им знакомую песню  начинают сильно смущаться и говорить, что они не умеют петь. Но на вопрос «а вы хотели бы научиться?» отвечают «да». Тогда я задаю им вопрос «вы стесняетесь того, что не умеете садиться на шпагат?». Все в ответ улыбаются с и уверенно  крутят головой. Шпагат — это элемент в гимнастике, обычный навык, которому учатся. И то же с пением.

Мой многолетний опыт работы с начинающими музыкантами показывает, что слух можно развить, как любой навык у человека! Это делается с помощью ряда правильных упражнений, где постоянно присутствует звук-образец, звук, который музыкант учится слышать и повторять. 

В вопросе музыкального слуха и голоса есть важный психологический момент: это очень тонкая работа с самооценкой, создание ситуации успеха,  маленьких побед и веры в свои силы. Задача педагога обязательно это учитывая, создавать ситуации успеха, где каждому необходимо давать позитивную обратную связь,  хвалить. Это приведёт неизменно к победе, если человек поверит в свои силы и увидит результат!».   

Имеющий уши

(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/crayok/5919158778/sizes/l/)

А как развивают слух? 

Двумя способами — активным и пассивным. 

Пассивное развитие слуха — это прослушивание музыки и определение на слух высоты звуков, интервалов и аккордов. 

Активное развитие слуха — это интонирование (говоря по-простому, пение). 

Для этого нужен преподаватель?

Если вы хотите заниматься музыкой, то, конечно, преподаватель будет очень кстати (подобрать нужного педагога вы можете на сайте Ассоциации репетиторов. Но для первых шагов можно помочь себе самостоятельно — например, с помощью программ EarMaster, EarTech или сайта Pitch Improver. Программа предложит вам определить высоту звука или интервал. Спустя какое-то время вы научитесь узнавать ноты более точно. 

Кроме того, всегда можно начать осваивать технику с помощью Youtube, если хотите набраться храбрости, прежде чем отправиться к «живому» преподавателю. 

О’кей. А когда я смогу участвовать в «Голосе», если начну заниматься сегодня? 

Если ваша цель — результат, то заниматься самостоятельно нужно по полчаса в день, плюс хотя бы раз в неделю работать с педагогом. Дальше всё зависит от исходных данных и вашего прилежания. Обычно за полгода прогресс в интонировании слышен невооружённым ухом. 

Если же вы хотите петь «для себя», то просто пойте для себя и наслаждайтесь — какая разница, что об этом думают ваши соседи?  

Мудрая сова 23 октября 2019