Мозг и совесть нации

Слово «интеллигент» в разные годы имело как положительную, так и отрицательную окраску: так называли, с одной стороны, тех, кто занимался умственной деятельностью и беспокоился о судьбах народа, а с другой – людей нерешительных и смелых лишь на словах. Всегда ли интеллигент синонимичен интеллектуалу, стоит ли стремиться к тому, чтобы заслужить это звание, и можем ли мы говорить о существовании прослойки интеллигенции в наши дни – разбираемся вместе с экспертами, преподавателями Ассоциации Репетиторов.

За рубежом (главным образом в США и ряде европейских стран) считается, что интеллигенция – исключительно российский феномен. Отчасти это объясняется тем, что волны эмиграции, хлынувшие из России в начале XX века, а также в 1940-е и 1960-е годы, состояли преимущественно из представителей творческих и интеллектуальных профессий: писателей, художников, ученых. Более того, в контексте истории нашей страны понятие «интеллигенция» имеет еще и политический смысл.

Другая причина кроется в доступности качественного образования и отсутствии пиетета перед ним в государствах, например, Северной Европы, где профессии повара и научного сотрудника одинаково ценятся и – часто – одинаково оплачиваются. В России же человек, умевший читать, долгое время считался чуть ли не носителем сакрального знания, а в наши дни воспитанный школьник, который много знает и учится на «отлично», имеет в классе особое положение – пусть и не всегда завидное.

Впрочем, прежде чем пытаться выяснить, существует ли сегодня прослойка интеллигенции, стоит разобраться, что мы вообще вкладываем в это понятие.

Кто он такой – интеллигент?

Изначально под словом «интеллигенция» понималась функция сознания, отвечавшая за тонкое, неповерхностное восприятие действительности, склонность к мыслительной деятельности, способность глубоко разобраться в том или ином предмете. Обладавший всеми этими свойствами индивид необязательно принадлежал к особой социальной группе, хотя и предполагалось, что у него должны быть ресурсы на то, чтобы посвящать достаточно времени духовным исканиям. Однако впоследствии, как это часто бывает, нейтральное, функциональное понятие обрело дополнительный смысл.

Мозг и совесть нации

В России это произошло во второй половине XIX века, когда широкое развитие получила философская мысль, и стало очевидно, что образованное меньшинство не только стоит под другую сторону пропасти от необразованного большинства, но и претендует на то, чтобы считаться особой, монолитной общественной силой. Хороший учитель литературы обязательно расскажет своим ученикам, что значительную часть интеллигенции составляли знаменитые поэты и прозаики. Преподаватель истории добавит, что многие из них выступали с резкой критикой правительства, из-за чего регулярно подвергались гонениям.

Отталкиваясь от этих образов, можно вывести ряд черт, свойственных представителям интеллигенции в целом:

  • Рефлексивность
  • Способность к эмпатии
  • Умение поддерживать дискуссию
  • Аналитический склад ума
  • Начитанность
  • Наличие высшего образования

При этом интеллигент и интеллектуал не тождественны друг другу: да, обе эти характеристики подразумевают человека, отдающего предпочтение умственному труду (хотя сантехнику ничто не мешает на досуге почитывать Канта). Однако стереотипный интеллигент к тому же демонстрирует особый тип поведения: он старается следовать правилам этикета, повышает голос только в случае крайней необходимости; он кажется утонченным и возвышенным; его речи свойственны сложные обороты и в бытовых беседах он часто апеллирует к примерам из литературы, кино или живописи и т.д.

«Разница между интеллигентом и интеллектуалом для меня очевидна, — говорит Наталия Игоревна, преподаватель литературы, а также английского и испанского языков. – Интеллигентным может быть человек, который не имеет хорошего образования, но рядом с ним людям будет спокойно, легко, интересно, потому что он умеет уважать других, а значит, умеет слушать и слышать, сочувствовать, сострадать, вглядываться в другого человека или явление, событие жизни и размышлять о нем. Интеллигентность немыслима без способности прощать. Интеллектуал же – это тот, кто наделен способностью учиться, добывать знания, ему природой дана богатая палитра умственных способностей, но будет ли начитанный, получивший хорошее образование человек добр, милосерден, тактичен, интеллигентен, в конце концов, — большой вопрос».

Мозг и совесть нации

«Эти два понятия для меня абсолютно не синонимичны, — соглашается Анастасия Сергеевна, преподаватель литературы, русского и английского языков. — Да, и интеллигент, и интеллектуал – люди, которые занимаются умственным трудом. Однако интеллигент – это все-таки в первую очередь человек воспитанный, культурный, приличный, правильно ведущий себя в обществе».

Интеллигенты среди нас

В последнее время, на фоне актуализации проблемы кризиса патриотизма и возрождения «традиционных ценностей», никогда не существовавших в том виде, в котором их пытаются представить, в медиа-пространстве все чаще звучит вопрос: а существует ли интеллигенция в наши дни? Казалось бы, ответ на него очевиден: люди по-прежнему получают образование, занимаются наукой и спорят о смысле жизни. Естественно, интеллигенция существует! Однако в действительности все не так просто:

  • Во-первых, высшее образование перестало быть прерогативой меньшинства. Да, поступить в престижный вуз по-прежнему нелегко, но получить диплом можно малой кровью, и он уже перестал быть свидетельством интеллигентности обладателя;
  • Во-вторых, люди, которых относят к прослойке интеллигенции, не обладают сегодня значительно общественно-политической силой, их вряд ли можно назвать лидерами мнений;
  • В-третьих, в условиях широкого распространения интернет-технологий взвешенное мнение само по себе перестало иметь ценность: социальные сети стали площадкой, на которой кто угодно может высказаться на какую угодно тему, и, даже если он говорит глупости, обязательно найдется группа людей, которая его поддержит;
  • В-четвертых, для интеллигенции характерна некоторая медлительность, обусловленная желанием докопаться до сути событий или явлений. Наше время же, напротив, требует динамики, ускорения всех процессов – в том числе и мыслительного.

«Размышляя над вопросом, существует ли в наши дни прослойка интеллигенции, я поняла, что мой ответ, к сожалению, будет отрицательным, — признается Наталия Игоревна. — Можно говорить об отдельных людях, встречающихся крайне редко, но не более того. Что тому виной? Многое, но, вероятно, главной причиной является социальный запрос. Вернее, отсутствие, социального запроса на то, чтобы как можно чаще появлялись и встречались интеллигентные люди. Формат современной жизни, ее темп – все это привело к тому, что основным признаком образованности, способности к обучению и чувствованию стала поверхностность. Интеллигентность не дружит с поверхностностью, поскольку интеллигент – это человек, умеющий мыслить и сострадать, а делать это на бегу невозможно».

Мозг и совесть нации

Образец для подражания или анахронизм?

Интеллигент обыкновенный в наши дни стал настолько редкой птицей, что перед каждым, кого относят к этой породе, встает нешуточный соблазн возгордиться. Усугубляется этот соблазн тем, что, хотя интеллигенция в прошлом стремилась отстаивать интересы народа, в общественном сознании она народу скорее противопоставлена. В общем-то, оно и понятно: огромный разрыв в уровне образования сближению явно не способствует.

Вместе с тем вопрос о том, что такое интеллигент сегодня – почетный титул, абстрактное философское понятие или социальный конструкт, остается открытым. И нужно ли вообще стремиться к тому, что бы быть или хотя бы считаться интеллигентом?

«Звание интеллигентного человека нужно заслужить, работая над собой и своим образованием, — считает Анастасия Сергеевна. – Интеллигент – это тот, кто хочет совершенствоваться, имеет свое мнение и может его обосновать. Стремиться к тому, чтобы быть интеллигентным человеком, безусловно, стоит: это способствует не только развитию каждой отдельно взятой личности, но и оздоровлению культуры в целом».

Мозг и совесть нации

«На мой взгляд, звание «интеллигентный человек» для многих, может быть, для большинства – уже социальный конструкт, — говорит Наталия Игоревна. – Но мне выпало счастье встречать таких людей в своей жизни. И поэтому скажу честно: да, я была бы рада услышать о себе – «интеллигентный человек»! Я была бы рада любой встрече с человеком, которого сама могла бы так определить. Я боюсь, что современные школьники начнут рассматривать понятие «интеллигент» как анахронизм, потому что образ такого человека не используется в кино, в ТВ-шоу, в компьютерных играх. Они просто не будут чувствовать, что такое интеллигентность, потому что это явление тоже, как ни странно, нужно уметь разглядеть и оценить. Я не исключаю того, что образ интеллигента могут начать эксплуатировать, например, в рекламе или для того, чтобы улучшить имидж какой-нибудь телепередачи. Подвох заключается в том, что подменить в жизни можно многое – при хороших актерских данных человек вполне может изобразить интеллектуала, – но притвориться интеллигентом невозможно: это либо идет изнутри, из самого сердца, либо нет».

Мудрая сова 02 июня 2017