Неформальные отношения

Авторитарный подход к обучению все чаще признают устаревшим и откровенно вредоносным, а от педагога требуют в первую очередь стать для своих подопечных другом. Однако на практике оказывается, что понимать это требование буквально вряд ли стоит. Возможна ли дружба между преподавателем и учеником, так ли уж вредна субординация и строгое распределение ролей и почему в любых отношениях важно соблюдать личные границы – разбираемся вместе с экспертом, преподавателем Ассоциации Репетиторов. Не будет преувеличением сказать, что в последнее время проблема соблюдения субординации в учебных заведениях стала особенно актуальной – во многом благодаря вызвавшей широкий резонанс истории о московской школе, в которой, как выяснилось, педагоги на протяжении многих лет поддерживали с ученицами, мягко говоря, неформальное общение. Еще раньше по стране прокатилась волна громких дел об учительницах, выкладывавших в социальных сетях фривольные фото и вызвавших тем самым резко негативную реакцию со стороны родительских комитетов.

Безусловно, романтическая связь между преподавателем и школьницей категорически недопустима, а педагогам, пожалуй, стоит закрывать свои страницы в соцсетях, чтобы защитить личную жизнь от посторонних глаз. Однако в целом вопрос о необходимости формирования крепких, доверительных отношений между педагогом и учеником лежит далеко не в плоскости публичных скандалов и касается материй куда более тонких и сложных:

  • С одной стороны, школа и университет – институции, в основе функционирования которых лежит иерархическое распределение ролей;
  • С другой, мало какой учитель может рассчитывать на безусловное, непоколебимое уважение со стороны учеников с первого дня: часто приходится прикладывать немалые усилия для того, чтобы его заслужить;
  • С третьей, современные методики преподавания фактически обязывают педагогов не давить на подопечных своим авторитетом и давать им понять, что дети и взрослые – равноценные участники процесса обучения;
  • С четвертой, учителей призывают вникать в проблемы учеников – но уметь держать дистанцию; стараться стать доверенным лицом – но не пытаться заменить собой старших родственников; не ограничивать свободу подопечных – но и не позволять им лишнего; и так далее, и тому подобное.
Неформальные отношения

Все эти требования отчасти противоречат друг другу и превращают адаптацию нового преподавателя к классу или к университетской группе в подобие минного поля.

Молодым везде у нас дорога?

Особенно трудно в этом смысле приходится молодым преподавателям: в силу относительно небольшой разницы в возрасте с учеником им вроде бы легче найти с ним общий язык. Вместе с тем подростки нередко ведут себя по отношению к начинающим педагогам фамильярно, неуважительно, а порой и вовсе отказываются признавать их авторитет: мол, этот человек всего на шесть лет старше меня, с какой стати я должен его слушаться?

«В самом начале работы мне приходилось непросто, — рассказывает преподаватель математики Наталия Юрьевна. — Родители некоторых учеников считали, что молодой преподаватель не обладает достаточной компетенцией. Бывало, они откровенно об этом говорили, а поскольку отношение родителей к педагогу передается ребенку, иногда мне приходилось сначала завоевывать авторитет в их глазах, а уже потом налаживать контакт с учеником.

Но я нашла выход, дав понять, что на уроках процессом руковожу я, и мне решать, в каком направлении двигаться. Где-то немного уступая, где-то приводя примеры из жизни, показывая, что учитель не родился с готовыми знаниями, а добыл их, мне удалось постепенно разрушить стереотипы о молодом учителе».

Проблема усугубляется тем, что эйджизм, то есть дискриминация людей по возрастному признаку, вообще крайне распространен в академической среде: устроившись на работу в школу, училище или университет, выпускник педагогического вуза почти неизбежно сталкивается с тем, что старшие коллеги обращаются с ним снисходительно, покровительственно и даже откровенно пренебрежительно. В таких условиях практически невозможно пользоваться безоговорочным уважением со стороны учеников, которые, разумеется, считывают реакцию других учителей на новую классную руководительницу или преподавателя географии.

Неформальные отношения

В итоге перед молодым преподавателем встает соблазн удариться в одну из двух крайностей:

  • Либо стать подчеркнуто жестким и требовательным, ошибочно полагая, что пиетет синонимичен страху;
  • Либо, наоборот, выстроить с учениками устойчивое неформальное общение, стать «своим в доску».

Обе стратегии способны дать кратковременный положительный эффект, но в долгосрочной перспективе нередко приводят к плачевным результатам.

Побочные эффекты

Вероятно, решением этой проблемы и должна послужить та самая спокойная, ровная, основанная на взаимопонимании дружба между педагогом и школьником или студентом. Вот только прежде, чем пытаться ее выстроить, нужно принять во внимание некоторые нюансы:

  • Все люди – разные, в том числе дети и подростки. Педагог может испытывать симпатию к одному ученику и не испытывать ее к другому, но должен стараться этого не показывать и сохранять непредвзятость. При сокращении дистанции выполнение этой задачи усложняется в разы;
  • Если преподаватель за пределами школы предпочитает поддерживать с учениками или студентами неформальное общение, а то и вовсе разрешает им обращаться к себе по имени или на «ты», ему нужно быть готовым к тому, что рано или поздно они вполне могут начать проявлять панибратство и на уроках;
  • Родители некоторых школьников придерживаются консервативных взглядов, и информация о том, что сын или дочь часто после школы захаживает в гости к классной руководительнице, может показаться им подозрительной и в результате спровоцировать скандал;
  • Сблизившись с одним учителем, класс нередко перестает признавать авторитет остальных, поскольку те не идут навстречу так охотно и продолжают соблюдать субординацию.
Неформальные отношения

«Поход с классом в кино или музей – отличный способ узнать ребят поближе, взглянуть на них вне школьных стен, — считает Наталия Юрьевна. — К тому же на таких мероприятиях легче проследить за межличностными отношениями учеников. Но за себя могу сказать, что дальше кино или музея наши отношения с учениками не заходят. Я считаю, что у педагога должна быть личная жизнь, в которую ученикам доступ закрыт. Я выступаю за сохранение дистанции, поскольку чересчур близкое общение только мешает процессу, а грань между формальными и неформальными отношениями очень тонка».

Личные границы как источник свободы

Означает ли все вышесказанное, что дружба между преподавателем и учеником в принципе невозможна? Отнюдь: возможна! Однако это дружба совершенно особого рода, и к ней неприменимы те же стандарты, что и к дружбе между двумя независимыми друг от друга взрослыми или детьми. Роль педагога-друга подразумевает не только совместные походы с классом в театр или поездки на дачу (в них, впрочем, нет ничего плохого). Педагог-друг – это в первую очередь тот, кто готов:

  • Выслушать ученика и не оставить без внимания его мнение
  • Принять участие в разрешении его конфликтов с одноклассниками, родителями или другими педагогами
  • Проявить эмпатию и воздержаться от обесценивая его проблем, называя их «детскими» и «несерьезными»
  • При необходимости оказать ему поддержку и предоставить психологическую защиту
  • Не бояться показаться слабым и уязвимым и открыто рассказывать о собственных промахах и неудачах
  • Избегать гиперопеки
  • Не вступать в скрытое противостояние с родителями ученика, желая завоевать его расположение
  • Уважать право ученика не личное пространство и не вторгаться в него

Вероятно, это прозвучит парадоксально, но в основе дружбы между преподавателем и учеником должны лежать не столько эмоциональная привязанность и общие интересы (хотя, безусловно, и то, и другое имеет место), сколько четкие границы, при выстраивании которых учтены интересы обеих сторон.

Неформальные отношения

«Безусловно, учитель – это наставник, которому доверяют, — считает Наталия Юрьевна. — Только доверившись, ученик сможет раскрыться перед преподавателем. Основная цель учителя, как человека более опытного и владеющего большим объемом знаний, заключается в том, чтобы научить ученика ориентироваться в имеющемся объеме информации, заинтересовать предметом и приложить усилия к тому, чтобы учеба не была ребенку в тягость.

Сейчас повсеместно говорят о свободе в воспитании, о том, что ребенок сам должен выбрать то, что ему необходимо. Но на чем он будет основывать свой выбор, не имея опыта и знаний? В реальности часто путают понятия выбора и вседозволенности. Многое идет из семьи: когда дома ребенку с ранних лет прививают уважение сначала к воспитателю, а затем и к учителю, то авторитет педагога будет сохранен.

За годы работы в сфере образования я поняла, что сохранение дистанции в отношения и, в то же время, наличие взаимопонимания – важные составляющие организации процесса обучения. Другой вопрос, что каждый сам эту дистанцию определяет. К тому же важно помнить о похвале. Ученик должен верить в свой успех, свои силы и способности. Именно поэтому задача педагога – чередовать строгость с поощрением, даже если достижения незначительны. Зачастую вера в себя и трудолюбие творят чудеса».

Мудрая сова 03 марта 2017