Известный монолог Подколесина из комедии Н. В. Гоголя «Женитьба» начинается с таких строк: «В самом деле, что я был до сих пор? Понимал ли значение жизни? Не понимал, ничего не понимал…». Не раз мне самому, исполняя на различных сценах этот монолог, приходилось произносить эти слова от лица Подколесина, который неожиданно осознавал, что до предстоящей женитьбы он не только ничего не понимал в устройстве своей жизни, но и был «в свете препустой и обыкновенный человек». И каждый я вместе со своим героем проживал эволюцию взглядов, рос в своих же глазах, избегал женитьбы…
Но вот наступил 2019 год. Молодёжный камерный театр «Белый рояль», которому я посвятил всю студенческую жизнь и на сцене которого исполнил немало ролей, остался позади. Второго сентября я вхожу в школу, в которую принят на должность учителя русского языка и литературы, и после первых проведённых мною уроков понимаю, что из театра я и не уходил, что сцена осталась в моей жизни, но теперь это сцена не театральная, а педагогическая. И невольно снова в голове появляется реплика из монолога Подколесина, и я задумываюсь, а что я был до сих пор? Понимал ли я значение жизни? И сегодня я могу смело ответить: «Не понимал, ничего не понимал, пока не пришёл в профессию, которая стала моей Жизнью!».
Мой путь в профессию начался рано: с самого детства я был окружён литературой, всегда шёл рука об руку с театром, а, учась в 5 классе, я понял, что хочу быть учителем. Что же побудило во мне эти мысли? Как и у многих моих коллег, это был пример Учителя, который вкладывает в свою профессию душу, а каждого своего ученика – частичку себя. В моём случае этим примером была Кривохижа Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы. Именно её увлекательные уроки, экскурсии по литературным местам, внимание к личности каждого ребёнка сыграли решающую роль в устойчивом желании стать учителем русского языка и литературы.
И вот уже 2015 год… Прозвенел мой последний школьный звонок, и я студент Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова. Факультет? Конечно же филологический. Специальность? Учитель русского языка и литературы.
В студенческие годы я, понимая всю сложность своей профессии, начинаю активно работать в Молодёжном камерном театре «Белый рояль», где становлюсь не только актёром, но и, естественно, заведующим литературной частью. Этот опыт помогает мне и по сей день, ведь театр – лучший инструмент, чтобы привить любовь учащихся к литературе, а опыт работы на сцене – неоценимый вклад в развитие личности будущего педагога, ведь театральные приёмы, актёрская речь способны превратить каждый урок в мини-спектакль, который обязательно запомниться школьнику.
Наступает 2019 год… Я учитель! Диплом педагогического вуза – всего лишь документ на право приобщения к большому и необыкновенно сложному труду, и я понимаю, что цель моей профессии не только в передаче знаний, накопленных человечеством, но и стать для каждого учащегося своеобразным проводником в современный, динамичный, изменяющийся каждую минуту мир. Тогда же появляются первые сложности: как найти путь к каждому ученику, создать условия для развития его способностей. Тогда и приходит осознание, что труд учителя сродни труду хлебороба и строителя – из зерен добра и справедливости выращивает он душу учеников, из кирпичиков знаний складывает их разум, помогает найти свой путь в жизни. А моя задача – раскрыть способности ребёнка с учётом его интересов, сформировать саморазвивающуюся личность, способную к обучению на протяжении всей жизни. Передо мной, как учителем, стоит задача не только научить, но и заинтересовать учащихся, сделать так, чтобы детям нравилось то, что они делают.
Я считаю, что учитель – это образ жизни. Ежедневно идёшь в школу для того, чтобы научить, помочь каждому ученику найти себя в этом сложном мире, создаешь будущее страны, ведь именно от этого труда во многом зависит, каким гражданами будет молодое поколение.
Сегодня я учитель XXI века! Это век, который стремительно меняет уже привычные для нас устои. Это век, в который совершаются новые открытия, ежедневно развиваются технологии. Это век «новой школы», где учитель наряду со всеми устоявшимися профессиональными требованиями должен обладать и «навыками будущего». «Если мы будем учить так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра», - так считал американский философ и педагог Джон Дьюи. Поэтому современный учитель должен обладать важными навыками, необходимыми для работы в новых условиях.
Именно столкновение учителя с «навыками будущего», работа с поколением Z, представители которого родились в эпоху всеобщей информатизации «с планшетом в руках», является одной из актуальных проблем современного образования.
Возникает вопрос: «Как увлечь интернет-поколение?» Современный урок не мыслим без использования компьютерных методов, новых приёмов обучения. И это не только презентации, обучающие видео, но и анимационные схемы, буктрейлеры, кроссенс, подкасты, создание аудиогида, маршрутные карты, литературные мемы и другие. Помимо использования новых методов обучения современный учитель должен органично вставлять в свои уроки задания и работы, направленные на развитие умения эффективно выстраивать коммуникацию, быть посредником в групповой коммуникации; он должен уметь распознать одаренного ребёнка и выстраивать с ним индивидуальную работу.
Весной 2020 года учителя столкнулись с необходимостью в короткие сроки перестроить процесс обучения таким образом, чтобы ученики дистанционно смогли освоить программу на высоком уровне. Этот вызов времени, который продолжается и сегодня, показал, насколько учитель владеет информационной компетенцией, какие «навыки будущего» имеет педагог, а какие необходимо развивать. Ведь от того, насколько учитель владеет этими навыками, зависит будущий успех учащегося в какой-либо профессиональной сфере. Поэтому в современной школе перед педагогом стоит задача развить у ребенка как минимум четыре базовые компетенции: креативность, критическое мышление, коммуникация и кооперация.
Возвращаясь к монологу Подколесина, которым я начал свое эссе, хочется снова обратиться к словам: «Не понимал, ничего не понимал, пока не пришёл в профессию, которая стала моей Жизнью!». Что же мне удалось понять за столь короткий период моего учительства? Моя профессия дает мне возможность «идти в ногу со временем», овладевать необходимыми для развития гармоничной личности «навыками будущего».
Я Учитель! И в моих руках не только тетрадки и конспекты уроков, в моих руках сердца и умы детей. Недаром говорили древние мудрецы: «Свеча ничего не потеряет, если от её пламени зажечь другую свечу». Необходимо верить в свои силы и силы тех, чьи глаза каждый день с надеждой смотрят на тебя. В.А. Сухомлинский говорил: «Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь. И чтобы дать ученикам искорку знаний, учителю надо впитать целое море света». Каждый урок учителя — это маленький спектакль, затрагивающий тонкие струны детских душ, и, если они звучат, как единая мелодия, значит, учитель идет в верном направлении.